| Вернуться на исходную страницу

Страничка учителя-дефектолога

Показатели речевой готовности к обучению в школе

Показатели речевой готовности к обучению в школе

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

 

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

 

Звукопроизношение и фонематический слух

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 

Владение навыками звукового анализа и синтеза

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:

1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки),

2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры),

3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова). Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.

Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

 

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

* Назови животных и их детенышей.

У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...

у медведя… и т.д.

* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.

* Назови, одним словом каждую группу предметов.

Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.

* Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.

* Названия каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?

Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.

* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.

Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.

* Отгадывание загадок.

* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.

 

Грамматический строй речи

Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

* Назови предметы в единственном и множественном числе.

Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.

* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.

* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.

* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.

* Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.

 

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь:

При пересказе (рассказе) обратите внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

 

Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета.

 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Консультирование родителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья

| Вернуться на исходную страницу