«Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, в лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза вашему ребёнку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживает ваш ребёнок, - это взлёты пытливой мысли».
(В. А. Сухомлинский)
Цель разработки «маршрута выходного дня»:
- показать детям дошкольного возраста многообразие окружающего мира природы;
- объяснить детям, почему нужно любить и беречь природу,
- воспитывать у дошкольников уважение и интерес к родному краю, через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями.
Вид маршрута: познавательно - творческий.
Возраст детей: 3-5лет
Участники: дети, родители
О чем стоит поговорить:
Расскажите ребенку о правилах безопасности в лесу, напомните о правилах поведения, о пользе леса, о изменениях в лесу в летний период.
Что необходимо учесть, собираясь в поход с ребёнком?
- заранее позаботьтесь о средствах защиты от насекомых (применяйте детские средства защиты!);
- обязательное наличие головного убора;
- обязательное наличие питьевой воды и воды для мытья грязных рук;
- осмотр ребенка после прогулки на наличие клещей, особенно если вы отдыхаете в начале лета в берёзовом лесу.
Правила поведения в лесу:
Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка.
- Умей вести себя в лесу: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
- Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
- Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
- Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
Надеемся, с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОХОДЕ:
В походе будьте наблюдательны и активны:
- Слушайте вместе пение птиц, рассматривайте насекомых, придумывайте о них сказки и рассказы, поговорки, стихи, загадки;
- Возьмите в лес на прогулку лупу, увеличительное стекло или микроскоп и превратитесь в исследователей;
- Собирайте веточки, листочки, шишки разного размера и формы для поделок или аппликаций;
- Соберите гербарий или коллекцию камешков необычной формы и цвета.
Готовясь к походу, подготовьте:
- Дорожную карту и план путешествия по лесу;
- Рюкзак для путешествий.
Содержание маршрута:
Расскажите ребенку про лес.
Здесь сосны до небес,
Березы и дубы.
Здесь ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки.
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый, чистый. (Лес)
Лес – это целое отдельное государство, которое наполняют птицы, насекомые и животные. В любое время года природа в лесу очень красива.
Лес - это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство, важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро одаривает человека.
Спросите у ребёнка, какой же клад можно найти в лесу?
Загадки о растениях:
Стоит в лесу могучий!
Голова- до тучи.
Крона кудрявая,
Сучья корявые. (Дуб)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Все знают, что у ёлки
не листья, а иголки,
И так же, как она,
С иголками... (Сосна)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт. (Орех)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Лесным кладом можно назвать деревья, ягоды и грибы, орехи, лесные травы, животных и птиц, чистый лесной воздух, лесные ручьи и речушки.
По лесочку я хожу,
Да на ягодки гляжу!
На кусте малинка,
На дереве - рябинка
В травке – земляничка,
Под горой – черничка.
Уточните, какие же деревья и кустарники встречаются в наших лесах?
И так, всего в лесах Беларуси произрастает около 30 видов деревьев, основными из которых являются береза, липа, клен, дуб и другие. (Покажите ребёнку эти деревья.)
Все увиденные нами деревья осенью избавляются от листвы, сбрасывая её. Какое название носит этот процесс? Да, это листопад. Наступает он в августе, сентябре и делает наши леса очень яркими и красочными.
Однако в лесу есть и деревья, которые на зиму свои листья не сбрасывают. Как называются эти деревья? Правильно. Это хвойные. А какие хвойные растения есть в белорусском лесу?
У нас растут 4 вида хвойных деревьев: ель, сосна, лиственница и пихта белая.
Поиграйте с ребёнком в игры: «К названному дереву беги», «С какого дерева листок», «С чьей ветки детки».
Задайте ребенку вопросы:
Вопросы:
Любим мы в лесу гулять? (Да)
И грибочки собирать. (Да)
Да и ягоды в лукошко
Собираем мы немножко. (Нет)
Дружно в лес, друзья, пойдем
И с собою мы возьмем:
Плетеную корзинку, (Да)
Жевательную резинку, (Нет)
Сапоги блестящие, (Да)
Бусы настоящие. (Нет)
Бутерброд возьмем мы с маслом (Да),
Ну и кресло - качалку (Нет),
Побольше вилок и ложек, (Нет)
Ну и, конечно, ножик. (Да)
Термос еще и чашку, (Да)
Серую кошку Машку. (Нет)
Компас в карман положим, (Да)
И зонт с собою взять мы можем. ( Нет)
Прихватим еще и подушку, (Нет)
И булочку, и ватрушку. (Да)
И так, за какими дарами леса мы отправляемся сейчас, как ты думаешь? Конечно, за грибами. Поинтересуйтесь у ребёнка, какие грибы он знает? (Рассмотрите с ребёнком грибы, которые найдете).
Давай вспомним, каких правил необходимо придерживаться при сборе грибов?
Грибы очень любят собирать белки. Они предпочитают есть боровики, лисички, подберезовики и рыжики, лоси любят боровики и лечатся мухоморами, кабаны за лакомство считают грузди, которые в начале топчут ногами, а затем вываливают в грязи и потом едят.
- У нас остался с тобой еще один лесной дар. Это самое вкусное лакомство:
Они бывают черные и красные,
белые и оранжевые,
сладкие и кислые,
горькие, но всегда
любимые и полезные. (Ягоды)
- О чем идет речь, как ты думаешь? Конечно, о ягодах.
- Давай вспомним, какие же лесные ягоды ты знаешь? (Покажите ребенку лесные ягоды).
Как много ягод в наших лесах: черника, клюква, брусника, малина, ежевика, костяника, голубика, рябина и другие. Существуют и несъедобные ягоды, такие как вольчье лыко, вороний глаз и другие.
Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше? (Сбор ягод).
Дидактическая игра «Назови ягоду»
Дегустация ягод, изготовление ягодных коктейлей в домашних условиях (фото).
Подвижная игра «Лукошко» - ребёнок выбирает карточки только съедобных ягод и грибов и складывает в лукошко.
Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лес ник. Он каждый день ходит по лесу и смотрит, чтобы лес был чистым следит за тем, чтобы люди не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о лесе, мы заботимся сами о себе.
Вот и закончилось наше лесное путешествие. Мы сделали с тобой много открытий.
Мы убедились, что для животных лес – это и дом, и пища. В доме этом есть свои законы и свои обязанности, а человек в лесу – гость. Надо об этом помнить.
Прекрасен и красив лес и каждая зверушка, живущая в наших лесах. Всё это наши лесные богатства. Люди, давайте беречь лес!
ЗАНЯТИЯ И ИГРЫ В ЛЕСУ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
- «Лесные звуки». Сядьте или встаньте с детьми в круг. Предложите им закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки слышны? Кто больше слышит звуков?
- «Маленькие исследователи». Возьмите с собой лупу и рассмотрите лист под увеличительным стеклом. Зарисуйте дома узор листа.
- 3. «Мастера в лесу». С собой у детей есть корзинки или мешочки. Задача - найти и собрать оригинальный материал для поделок и творчества (веточки, мох, шишки, листья, куски коры). Дети дома реализуют замыслы.
- Поиграйте с ребенком в дидактическую игру «Где что можно делать?» - родители задают вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать).
- Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Четвёртый лишний».
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка, комар, жук, бабочка;
стрекоза