Памятка для воспитателей дошкольного образования по организации питания детей в группах
№ |
Составляющие |
Действия воспитателя дошкольного образования, содержание деятельности детей |
|||||
1. |
Подготовка места приема пищи |
-Помещение перед приемом пищи проветривается; -осуществляется влажная уборка столов перед приемом пищи; -столы покрываются чистой скатертью или сервировочными салфетками под каждый прибор; салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные.
|
|||||
2. |
Подготовка детей к приему пищи |
-перед едой дети играют в спокойные, хорошо знакомые игры, не затевают веселых развлечений; -дети начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в группу; -организация гигиенических процедур, внешний вид детей, настроение; -первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол последними, когда этому ребенку взрослые смогут уделить больше внимания; -создание положительно-эмоционального отношения к процессу приема пищи (потешки, прибаутки) |
|||||
3. |
Соблюдение графика получения пищи |
Строгое соблюдение графика получения пищи в соответствии с распорядком дня для воспитанников группы |
|||||
4. |
Требования к посуде |
Столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников, количеству детей в группе; не допускается использование посуды с отбитыми краями, дефектами эмали |
|||||
5. |
Сервировка столов |
-сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту первого ребенка приступить к еде; -обязательным является наличие индивидуальных салфеток, бумажных салфеток; -набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными возможностями детей: 1 мл.гр. – столовая и чайная ложка (вилка – с 2 лет 6 месяцев); 2 мл.гр. – столовая и чайная ложка, вилка; средняя группа – столовая и чайная ложка, вилка, нож; старшая группа – столовая и чайная ложка, вилка, нож; -расположение столовых приборов: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку, чайная ложка кладется перед кружкой; -эстетика сервировки. |
|||||
6. |
Дежурство по столовой |
Вторая младшая группа Выполняют трудовые действия, необходимые при дежурстве по столовой: накрывают стол к обеду, раскладывают ложки и вилки, расставляют хлебницы, тарелки, чашки, убирают посуду после еды.
Форма для выполнения трудовых действий, необходимых при дежурстве по столовой (с учетом пола ребенка). |
Средняя группа Выполняют обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставляют хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, раскладывают столовые приборы (ложки, вилки, ножи), убирают посуду после еды. Форма для дежурных с учетом пола ребенка. |
Старшая группа
Добросовестно выполняют обязанности дежурного по столовой (сервируют стол, убирают посуду после еды). Форма для дежурных с учетом пола ребенка. |
|||
7. |
Соблюдение принципа постепенности |
-Прием пищи начинают с овощного салата; -смена блюд производится по очередности их приёма. |
|||||
8. |
Соблюдение норм при раздаче пищи |
В соответствии с рекомендуемым объемом (массой) блюд, согласно меню-требования дневного (суточного) рациона |
|||||
10. |
Соблюдение требований к одежде работников, процессу раздачи пищи |
-Наличие санитарной одежды для получения и раздачи пищи (халат, головной убор), которая должна полностью закрывать личную одежду; ее эстетический вид; - при нарезке готовых продуктов, порционировании блюд использование одноразовых перчаток; -использование промаркированных мерных ложек. |
|||||
11. |
Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя |
-Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания; -единство методики и постоянство воспитательных приемов |
|||||
12. |
Культура поведения при приёме пищи |
Первая младшая группа При приеме пищи держат чашку за ручку, набирают небольшое количество пищи в ложку, на вилку, аккуратно подносят ко рту, не стучат столовыми приборами по тарелке, столу; кушают самостоятельно, тщательно пережевывая пищу, благодарят после еды. |
Вторая младшая группа Принимают пищу аккуратно, берут понемногу, захватывают губами, хорошо пережевывают с закрытым ртом, правильно пользуются столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой): вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем; после еды кладут ложку и вилку в тарелку; перед приемом пищи желают сверстникам приятного аппетита, после его благодарят. |
Средняя группа Хорошо пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами, салфеткой. |
Старшая группа Во время приёма пищи правильно пользуются столовыми приборами, салфеткой, сформирована культура поведения за столом. |
||
|
Во время перерыва в еде кладут приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Когда закончили есть, нож кладут также, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх. Формируем умения: -чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя, -вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул и под небольшим наклоном, -нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать, -если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку, проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту, -нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку: двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Не следует накладывать гарнир на вилку ножом. |
||||||
|
|
Знают и соблюдают правила столового этикета: сидят с чистыми руками и лицом, едят аккуратно, не мешают во время еды другим детям, не выходят из-за стола, не окончив еды; свои просьбы выражают словами, говорят «спасибо» после еды. |
|||||
13. |
Общение воспитателя дошкольного образования с детьми во время приема пищи |
-называть блюда, которые ставят перед ребенком, т.е. создавать у детей предварительную установку «Сегодня очень вкусная гречневая каша»; сообщать, как надо правильно его есть, в чем его основная польза, кто его любит; -уметь преподнести блюдо (новое, нелюбимое); -отмечать заботу взрослых (повара, помощника воспитателя); -обращать внимание на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид; -речь воспитателя должна быть неторопливой, ласковой; -использовать художественное слово; -обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям: она обращается к отдельным детям адресовано, говорит негромко; -докармливать детей необходимо на стуле с правой стороны от ребенка чистой ложкой, если ребёнок левша – с левой стороны. |
|||||
14. |
Длительность приема пищи |
В соответствии с возрастными особенностями и уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков |
|||||
15. |
Сотрудничество с семьей по вопросу формирования культуры здорового питания детей |
- Информирование родителей о дневном (суточном) рационе питания детей; примерном меню выходного дня, домашнего ужина; -Анкетирование по вопросам организации питания (качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений детей) посредством онлайн-инструмента «GoogleForms»; -использование наглядно-информационных форм работы с родителями по вопросам организации рационального питания дошкольников и др. |
|||||